Холодные и теплые


Теплые и холодные цвета

Что такое температура цвета и на что она влияет? Понятие теплых и холодных цветов в колористике отличается от общепринятого в изучении точных наук, оно определяет не реальные физические свойства, а восприятие его человеком, влияние на самочувствие и настроение. Хоть эти знания и субъективны, они  проверены многолетней практикой в таких сферах, как искусство, дизайн или цветотерапия. Стилисты и визажисты помимо температуры цвета работают с температурой оттенка. Температуру цвета и оттенка часто путают, поэтому разберем их по отдельности.

Температура цвета.

Давно известно о психологическом воздействии цвета на людей и некоторых животных, особенно если окрашены большие площади. Поэтому различать теплый или холодный цвет актуально при выборе цветовых гамм интерьеров.

Этот опыт подкреплен исследованиями. Выяснилось, что холодные цвета понижают, а теплые повышают кровообращение. К примеру, помещение окрашивалось в определенный цвет и людям предлагалось определить температуру. В помещениях, окрашенных в синий и зеленый люди ощущали температуру на 2-3 градуса ниже, чем в помещении, окрашенном в красный и оранжевый. Не случайны обозначения в обиходе холодного синем цветом, горячего — красным на кранах с водой, термометрах и др. предметах. Эти бытовые обозначения еще больше закрепляют  температурно-цветовые ассоциации в сознании.  Подкрепляют ассоциации и природные явления. Небо, лед, вода, имеют синие оттенки. Солнце, огонь, песок – оранжевые.

Как определить теплый или холодный цвет?

Температуру цвета легко определить с помощью цветового круга. Она бывает абсолютной и относительной.

Абсолютная температура цвета.

Разделим цветовой круг на две половины. На верхнем полюсе располагается наиболее теплый цвет – оранжевый. Он считается самым теплым, потому что не имеет холодных оттенков, позже мы рассмотрим это свойство подробней. На нижнем полюсе находится самый холодный цвет – синий. По бокам цветового круга  нейтральные по температуре цвета – зеленый и пурпурный. Оба образованы смесью холодного и теплого цвета, зеленый  — желтого и синего, пурпурный – красного и синего. Все цвета верхней половины считаются теплыми, а нижней – холодными.

Ахроматические цвета: белый, черный и серый относятся к нейтральным.

Относительная температура. Холодные и теплые оттенки цветов.

Понимание относительной температуры важно при работе с несколькими цветами и цветовой палитрой. Оно помогает, например, передать с помощью цвета пространство и объем на изображении или поверхности.

Кроме оранжевого и синего, все цвета могут быть одновременно и теплыми, и холодными относительно других. С помощью цветового круга  определить это также просто, как абсолютную температуру. Теплота снижается по мере приближения к нижнему полюсу и синему цвету, к примеру красный или желтый будут холодней оранжевого, а лимонный или маджента холодней красного и желтого. Тот же принцип действует в повышении теплоты: голубой и фиолетовый будут теплее синего, бирюзовый и пурпурный еще теплее. Темпратурные градации особенно наглядны в аналоговых и нюансных палитрах.

Цвет может быть теплый или холодный не только по отношению другим цветам, но и к собственным оттенкам.

Холодные и теплые оттенки цветов.

С определением температуры оттенка чаще всего возникают сложности. Такие понятия как холодный красный или теплый красный прочно вошли в обиход, однако не все понимают под ними одно и то же. Во-первых, относительную температуру оттенка часто путают с температурой цвета. Во-вторых, субъективность: нет точного определения, где начинается и заканчивается красный. Между тем, умение определять холодные и теплые тона  важно при работе с внешностью человека, например определении цветотипов и подборе индивидуальных цветовых палитр.  Это умение можно развить с помощью опыта и понимания несложного принципа.

Любой цвет, кроме оранжевого, может иметь теплые, нейтральные и холодные оттенки. Как определить температуру оттенка с помощью цветового круга?

Берем любой цвет и определяем его границы. Затем находим примерный центр. Оттенки цвета, лежащие со стороны оранжевого, будут теплыми. Со стороны синего – холодные. Промежуточные цвета без примесей теплого или холодного называют локальными или нейтральными.

Возьмем для начала зеленый. Он образован теплым желтым и холодным синим цветами. Холодный или теплый зеленый оттенок получается из-за перевеса синего или желтого. Двигаясь вверх к желтому цвету, мы получим теплые оттенки, вниз к синему – холодные.

Тот же принцип действует при определении других цветов, например, желтого. Приближаясь к оранжевому, цвет теплеет. Спускаясь вниз, желтый приобретает зеленоватый, лимонный, холодный оттенок. Нейтральный желтый не имеет явного зеленоватого или оранжевого отлива.

Оранжевый цвет выделяется особо.  Это самый теплый и единственный цвет, который не имеет холодных оттенков. Кроме того, он распространяет теплоту на окружение. Ближайшие цвета: желто-оранжевые и оранжево-красные тоже являются исключительно теплыми.

Красный. Здесь действует тот же принцип: верхние оттенки, подсвеченные желтым, теплые, нижние со стороны пурпурного – холодные.

Пурпурный цвет сам по себе нейтральный, как и зеленый, он образован смесью холодного и теплого цветов. Большая доля красного делает его теплым, синего — холодным. С точки зрения использования в теплых или холодных гаммах это довольно сложный цвет. Отличия теплого пурпурного от холодного красного или холодного пурпурного от фиолетового трудно уловимы. Сложно выделить и локальный пурпурный цвет.

Те же самые трудности с определением границ относятся к фиолетовому. При добавлении красного цвета он теплеет, синего – холоднеет.

Cложность определения температуры оттенка в том, что нет точных и общепринятых разграничений,  где кончается теплый оттенок одного цвета и начинается холодный оттенок другого. Нет четких границ и у локальных оттенков. Обычно, когда мы имеем дело с основными цветами: красным, синим, желтым и зеленым это деление понятно интуитивно, разграничить другие цвета помогает опыт.

Синий цвет самый холодный из всей палитры, это антипод оранжевого. Но если оранжевый делает соседние цвета исключительно теплыми и не имеет холодных оттенков, то синий аналогичными свойствами не обладает. Условно можно выделить теплый синий цвет. Некоторые считают, что синий по определению не может быть теплым, однако теплая гамма цветов может содержать и синий, если верно подобрать его оттенок. Его холодные, они же локальные оттенки располагаются посередине, а теплые по краям: с одной стороны синий подсвечен желтым, с другой красным. Эти оттенки будут теплее относительно холодного синего.

Отдельно выделяются сине-зеленые цвета. Здесь теплота-холодность условна и зависит от того, выделять их в отдельную группу со своим локальным цветом или рассматривать в составе зеленых и синих оттенков.

Если считать локальным цветом бирюзовый, то расположенные со стороны зеленого тона будут теплыми, со стороны синего – холодными.

Если считать локальным цветом голубой, те же самые тона будут теплые. Тут в определении цвета задействованы светлота и насыщенность.

Итак, мы подошли к влиянию на температуру цвета светлоты и насыщенности. До этого момента мы рассматривали свойства теплоты-холодности на чистых цветах и один параметр – тон. Но этого мало, так как чаще всего приходится иметь дело со сложными цветами, в которых есть примесь ахроматических, то есть учитывать все три параметра. Светлота меняется с добавлением белого и черного цвета, насыщенность – с добавлением серого.

Температура ахроматических цветов.

Чистые ахроматические цвета относятся к нейтральным. Однако, в природе трудно найти абсолютно нейтральные серый, белый или черный, в них всегда есть перевес в какую-либо сторону. Так, холодный или теплый белый цвет получается от примеси других тонов. Желто-красные делают его теплым, синие– холодным. То же самое применимо к серому и черному.

Температура смешанных цветов.

Для наглядности здесь будет удобно вернуться к модели цветового шара и посмотреть на его вертикальный срез. По краям расположены холодный и теплый полюса цветового круга, по центру – нейтральные цвета. Двигаясь от крайних температурных характеристик к середине, цвет приближается к противоположному полюсу и тем самым нейтрализуется. Другими словами, при уменьшении насыщенности, увеличении или уменьшении светлоты, цвет будет смешиваться с нейтральными ахроматическими и сам становиться нейтральным.

Теплая группа – красные, желтые, становятся менее теплыми, их разбавленные оттенки кажутся холоднее.

Разбавление серым и черным цветом быстрее всего меняет характер светлых желтых и лимонных оттенков, они кажутся зеленоватыми и холодными.

Оранжевый цвет не приобретает холодных оттенков, но становится нейтральней. С разбавлением он быстро перестает быть узнаваемым и превращается в коричневый.

Синие и фиолетовые  с добавлением белого и серого утрачивают холодные свойства и кажутся более теплыми.

Как видим, с помощью цветового круга легко отличить холодные оттенки от теплых. Трудности возникают с определением сине-красных и сине-зеленых оттенков, здесь все зависит от того, какой цвет считать локальным. Сложные и смешанные цвета сложнее чистых в определении теплоты-холодности. Здесь необходимо различать нюансы и видеть, как один и тот же тон меняется вместе со светлотой и насыщенностью.

Продолжение: удаляющие и приближающие цвета >>

www.photorepair.ru

Холодные и теплые цвета

Теплые, холодные, хроматические, ахроматические, и зачем они нужны.

1. Все цвета делятся на хроматические и ахроматические.

 Ахроматические цвета – это белый, черный и все оттенки серого.

 Хроматические цвета - это все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и их оттенки, проще говоря - это радуга.

 Весь цветовой спектр в свою очередь делится на теплые и холодные цвета.

Различить их очень просто.Все цвета, что ассоциируются с огнем, солнцем, жарой,теплом,летом - относятся к  теплой цветовой гамме. Все цвета, которые ассоциируются с холодом, стужей, льдом,зимой, глубиной - относятся к холодной цветовой гамме.

На цветовом круге наглядно видно, какие цвета считаются холодными, а какие теплыми.

 Зеленый может быть теплым (если в нем больше желтого) и холодным (если в нем больше голубого цвета), точно так же и фиолетовый, розовый, коричневый и другие сложные цвета, могут быть теплыми и холодными, в зависимости от оттенка.

Сейчас они нам и пригодятся, а еще кисти разного размера, краски акварельные или гуашь.

Вспомним детство и раскраски, а заодно научимся смешивать цвета и оттенки. И еще заодно будем учиться, более точно и аккуратно работать красками. 

Один лист с фигурами раскрасьте  оттенками красок в холодной гамме, как на моем рисунке, другой - в теплой гамме. Попробуйте смешивать цвета так, чтобы все фигуры были разного оттенка и тона. 

В работе с гуашевыми красками и акварельными есть различия.

В акварельных красках не используется белый цвет, а для того чтобы сделать краску светлее акварель разводят сильнее водой и пишут прозрачным слоем, а чтобы написать белое место на листе просто покрывают бумагу чистой водой, или вообще оставляют это место белым, чистым, ведь цвет бумаги на которой пишут акварелью обычно белый. Чтобы акварель ложилась ровным слоем или нежными разводами, бумагу увлажняют и ждут когда влага в бумагу впитается,  а потом наносят краску.

В гуашевых красках используют белый цвет. Поэтому для получения светлых пастельных оттенков цветную гуашь смешивают с белилами. Гуашевые краски накладывают плотными непрозрачными мазками, и для основы не обязательно использовать белую бумагу, гуашью можно писать на сером или цветном картоне.Для работы любыми водорастворимыми красками бумагу лучше брать более плотную, что бы при высыхании бумага не коробилась. В магазинах продается специальная бумага для акварели, на которой цвет акварели  после высыхания не тускнеет, а остается яркий. Но не вся бумага для акварели имеет такое свойство, я нашла для себя такую бумагу, путем проб на практике.

  

Вот пример акварели, основа которой выполнена в холодной гамме, именно поэтому теплые (желто-оранжевые) мазки серединок ирисов притягивают взгляд. Лепестки ирисов написаны прозрачным слоем, акварелью сильно разведенной водой. Белая краска в этой работе не использовалась. 

www.mogut-vse.ru

Тёплые и холодные цвета. Как различать?

Потренируемся находить и запоминать ведущую характеристику цвета на конкретных примерах. Если светлый от тёмного или яркий от приглушённого отличают легко, то определение температуры цвета — задача посложнее.

Представьте себе синий и голубой цвет в тёплых оттенках, а красный и жёлтый — в холодном варианте. О двух значениях терминов «тёплый цвет» и «холодный цвет» написано здесь. Напоминаю, что тёплый цвет – это цвет с жёлтым (золотистым) полутоном, холодный цвет – с синим полутоном.

Разберём на примерах тёплые и холодные оттенки базовых цветов.

КРАСНЫЙ.

Тёплые оттенки красного: томатный, кирпичный, коралловый, маково-красный, медно-красный, огненно-красный, цвет красной рыбы, цвет перца чили, гранатовый, багряный, красное дерево. Холодные оттенки красного: вишневый, малиновый, клюквенный, винный, бургундский, рубиновый, пурпурный, бордовый, свекольный, черешневый. Также есть нейтральные оттенки красного: алый, кровавый красный, арбузный, кардинал.

Существуют и другие, но давайте остановимся на этих и попробуем научиться видеть температуру цвета.

Запомните – тёплые оттенки постепенно переходят в оранжевый (красный + жёлтый = оранжевый), холодные – в фиолетовый (красный + синий = фиолетовый).

Тёплые оттенки красного

      

     

       

Холодные оттенки красного

      

      

     

ЖЁЛТЫЙ.

Чистый жёлтый цвет относится к тёплым цветам. Ещё сильнее он «повышает» свою температуру при добавлении в него красного цвета. «Охладить» жёлтый цвет можно путём добавления в него голубых и синих цветов.

Отличия запомните по ассоциации: тёплый оттенок у кожуры спелого банана, холодный – у лимона. А вот цвет банановой мякоти – это нейтральный светлый оттенок, ни тёплый, ни холодный.

Тёплые оттенки жёлтого: золотисто-медовый, сернисто-жёлтый, одуванчиковый, горчичный, цыплячий, янтарный, цвета подсолнуха, манго, облепихи, приправы карри, куркумы, яичного желтка, мимозы. Холодные оттенки жёлтого: лимонный, лунный, соломенный, металлический. И другие.

Запомните – тёплые оттенки постепенно переходят в оранжевый (жёлтый + красный = оранжевый), холодные – в зелёный (жёлтый + синий = зелёный).

image-and-style.ru

Как различать холодные и теплые оттенки? -

Мода

7077 просмотров

Температура - это одна из самых важных характеристик цвета, определяющая холодным или теплым является тот или иной оттенок, и главное, какому типу внешности он идет.

Как известно, теплым цветотипам: Oсени и Bесне идут теплые оттенки, а холодным: Зиме и Лету - холодные.

Итак, любой цвет может иметь теплые и холодные оттенки, в зависимости от того, из каких компонентов он состоит. Что это значит?

При добавлении в любой цвет синего или голубого, мы получаем холодный оттенок, а при добавлении желтого либо оранжевого - теплый.

Возьмем для примера один из 7 цветов радуги - голубой. На первый взгляд, голубой можно причислить к холодным цветам. Во-первых, именно при добавлении голубого в любой другой цвет он приобретает холодный оттенок, во-вторых, на подсознательном уровне голубой всегда ассоциируется с холодом.

Однако, если мы добавим в голубой желтый цвет (рис 1), то получим бирюзовый оттенок, с преобладанием зеленоватых «ноток» в его составе, совершенно противоположный нашeму изначальному оттенку.

Если мы добавим в голубой синий цвет (рис 2) , то он станет более насыщенным и холодным и также будет значительно отличаться от первоначального голубого.

Проведем подобный эксперимент с одним из «теплых» цветов - например красным.

Возьмем нейтральный алый цвет, который не имеет температуры, то есть не является ни теплым, ни холодным. Добавим в красный цвет все тот же желтый, - получим насыщенный коралловый оттенок, близкий к оранжевому цвету.

Ecли в первоначальный алый мы добавим тот же синий цвет, что и в первом примере, получим насыщенный вишневый цвет, с холодной температурой.

Такие эксперименты можно проводить с абсолютно любыми цветами, играя с насыщенностью теплых и холодных компонентов в их составе и получая бесконечное множество различных оттенкoв.

На основе этого можно сделать следующий вывод: любой цвет может иметь теплые или холодные оттенки, которые либо подчеркивают ваш природный колорит, либо, наоборот его «приглушают», делая черты серыми, тусклыми и безжизненными.

Единственный цвет, который никогда не может иметь холодного оттенка - это оранжевый.

При добавлении в этот цвет голубого или синего, цвет становится серым, что является одним из свойств комплиментарных цветов. Следовательно, девушкам, обладающим холодным колоритом внешности, крайне не рекомендуется обрамлять лицо оранжевым цветoм.

Рассмотрим цветовой круг, наглядно демонстрирующий нам переход цветов от теплых к холодным.

Как известно, существует 3 основных цвета: красный, желтый и синий, а все остальные - являются производными от них, то есть результатом смешивания этих 3 цветов в той или иной пропорции.

Оранжевый получается путем добавления желтого в красный, зеленый - желтого в синий, и т.д.

Мы видим, что двигаясь по часовой стрелке по цветовому кругу, цвета переходят из теплых в холодные и наоборот: красный постепенно превращается в оранжевый , а оранжевый в желтый (за счет увеличения желтого компонента в их составе), желтый постепенно превращается в зеленый, а зеленый - в голубой (за счет добавления синего компонента в состав), голубой постепенно переходит в синий, фиолетовый, розовый, и снова превращается в красный (за счет добавления красного компонента в состав).

Зная, каким образом достигается тот или иной цвет, вы без труда научитесь различать любые оттенки.

Теперь, когда вы знаете, за счет чего достигаются теплые и холодные оттенки, можно переходить к практике, а именно, тренировке глазa на распознание теплых и холодных оттенков.

Хочу сразу вас предупредить, что способность распознaвать цвета - это исключительно дело практики.

Многие признаются в том, что в начале они не могут отличить холодный оттенок от теплого и наоборот. Это нормально. Наше зрение, подобно слуху, можно и нужно развивать каждый день.

Чем больше вы будете тренироваться: анализировать цвета своего гардероба, оттенки, которые представлены в магазинах, журналах и просто на прохожих на улице, тем больше вам будет очевидна разница между теплыми и холодными, контрастными и приглушенными, светлыми и темными тонами.

Иллюстрация выше - наглядный пример того, как цвет может менять свой оттенок, от теплого к холодному.

Теплый коричневый постепенно переходит к оттенку горького шоколада и лиловому, охровый (теплый желтый), понижая температуру переходит в канареечный и цвет лайма, и даже самый нейтральный и, казалось бы, бесцветный серый также меняет свой оттенок от теплого серо-коричневого (тауп) до мышиного серого и цвета мокрого асфальта.

Каким образом можно применить эти знания на практике?

Задание № 1.

Допустим вы пришли в магазин в поисках очередного летнего платья.

Модные журналы и блоги пестрят статьями на тему актуальности зеленого цвета в этом сезоне, поэтому вы останавливаетe свой взгляд именно на платьях в зеленой цветовой гамме, но не знаете, какой именно оттенок вам подойдет.

Зная свой цветотип (возьмем для примера Лето), вы хотите подобрать оттенок наиболее близкий к вашему природному колориту, т.е. холодный и желательно приглушенный.

Какое из 4-х платьев вы выберите?

Первое платье в оттенке «хаки» очень близко по цвету к желтым оттенкам зеленого, расположенным на цветовом круге, а, следовательно, имеет теплый оттенок. Такое платье подойдет цветотипу Осень.

Цвет второго платья напоминает нам чистые зеленые оттенки на цветовом круге, которые также обладают теплым подтоном. Такое платье прекрасно подойдет девушке цветотипа Весна.

Третье платье имеет насыщенный изумрудный оттенок с холодным голубоватым отливом, прекрасно подходящим цветотипу Зима.

Последнее платье в бирюзовом цвете напоминает нам голубовато-зеленые тона на цветовом круге, практически переходящие в голубой цвет. Оттенок этого платья достаточно холодный и приглушенный, поэтому из всего ассортимента именно оно подойдет цветотипу Лето.

Задание № 2.

Перебирая свой гардероб, вы нашли сразу 4 светлых блузы в различных оттенках.

Пройдя тест на определение цветотипа внешности, вы узнали, что обладаете теплым, приглушенным колоритом, характерным цветотипу Осень.

Какую блузу вы выберите для ответственного собеседования на новую работу, зная, что лучше всего вам подойдет теплый и темный оттенок?

Первая блуза обладает темным желтоватым оттенком, практически близким к бежевому. Именно такой вариант больше всего подходит цветотипу Осень.

Вторая блуза цвета «топленого молока» также имеет желтоватo-оранжевый оттенок и отлично подойдет девушкам цветотипа Весна.

Самый яркий и насыщенный белоснежный оттенок без добавления в его состав каких-либо других цветов имеет третья блуза.

Белоснежный вариант - достаточно рискованный для любых цветотипов ,кроме Зимы.

Последняя блуза обладает холодным сероватым оттенком, который будет прекрасно гармонировать с холодными и приглушенными чертами цветотипа Лето.

Задание № 3.

Вы пришли в магазин косметики покупать помаду.

У вас белоснежный цвет кожи, ярко-голубые глаза и волосы цвета «вороного крыла».

Визажист порекомендовал вам помаду холодного, насыщенного оттенкa.

Как выбрать правильный оттенок из богатой палитры цветов?

Первый оттенок достаточно теплый и приглушенный, именно такими характеристиками обладают представительницы цветотипа Осень.На любых холодных цветотипах такой цвет помады будет смотрется не самым выигрышным образом, придавая коже бледный, нездоровый вид.

Второй вариант помады очень яркий, но подобно первому, обладает теплым оттенком и прекрасно подойдет девушкам цветотипа Весна.

Холодным цветотипам я не рекомендую любые оттенки кораллового и морковного цвета, даже в теплое время года, когда кожа приобретает золотистый загар.

Третий оттенок ,холодный, но слишком бледный, идеален для девушек цветотипа Лето.

Лучший для вас четвертый цвет помады, он достаточно яркий и насыщенный, но при этом холодный, гармонирующий с вашим «зимним» колоритом.

Безусловно, холодный и теплый - понятия относительные, какие-то цвета кажутся более холодными на фоне теплых оттенков, и более теплыми на фоне холодных оттенков, поэтому лучший способ проверить правильно ли вы определили температуру цвета - это сравнить его с другими.

Однако не забывайте, что самым верным доказательством того, что вы правильно подобрали цвет для своего типа, является ваш яркий и свежий внешний вид, поэтому даже если вы научились безошибочно различать холодные и теплые цвета, не поленитесь приложить цвет к своему лицу и взглянуть на себя в зеркало.

Если на фоне выбранного вами цветa, ваше лицо выглядит лучше, чем без него, - то смело приобретайте понравившуюся вещь. Если же положительный эффект незаметен или, если в новом цвете вы выглядите хуже, чем без него - то этой вещи нет места в вашем гардеробе.

Удачного шопинга!

Источник

journal.avers3.com


Смотрите также